О государственной санитарно- гигиенической экспертизе продукции, изготавливаемой организациями Гомельской области

   Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза (далее –экспертиза) – одна из составляющих государственного санитарного надзора, правовой статус которой установлен статьей 16 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы является продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) (далее – продукция), находящаяся в обращении как зарубежного, так и отечественного производства. Перечень данной продукции утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.07.2012 № 635.  Целью государственной санитарно-гигиенической экспертизы является комплексная оценка соответствия продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье населения. 

  Уполномочены на проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции отечественного производства учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор. Экспертиза проводится по заявлениям организаций, индивидуальных предпринимателей и финансируется заявителями экспертизы в соответствии с действующими в учреждениях прейскурантами. По результатам экспертизы продукции выдается санитарно-гигиеническое заключение.

Решение о необходимости получения санитарно-гигиенического заключения на продукцию принимает её изготовитель.

   Однако мотивом для проведения экспертизы продукции может служить статья 30 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить информацию о качестве, безопасности и безвредности продукции.

   Наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обращении продукции, санитарно-гигиенического заключения на продукцию, не противоречит действующему в Евразийском экономическом союзе порядку подтверждения соответствия, так как действует только в Республике Беларусь.  Более того, данное заключение может и используется многими организациями, как сопроводительный документ, выданный уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия, при экспорте продукции в третьи страны (Украину, Молдову, Китай, Турция и др.). Особое значение приобретает санитарно-гигиеническое заключение на продукцию, на которую нормативно-правовой базой Евразийского экономического союза еще не установлены формы подтверждения соответствия, в частности строительные материалы, посуда и другие. В любом случае данное заключение подтверждает соответствие продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и является доказательной базой безопасности продукции при оценке ее соответствия в рамках национального законодательства.

Для оценки продукции в части соответствия законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия необходимо руководствоваться:

  • национальными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами,
  • международными нормативно-правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического союза – Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010г. № 299, техническими регламентами Евразийского экономического союза.

  Следует отметить, что вывод о соответствии (несоответствии) продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия можно сделать только после проведения лабораторных испытаний её образцов и анализа представленных документов. Для экспертизы заявителем должны быть представлены: ТНПА, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, технологические инструкции, рецептуры); документы изготовителя по применению и использованию продукции (инструкция, руководство по эксплуатации, регламент – при наличии); образцы маркировки; документы, подтверждающие качество и безопасность сырья и др.

Лабораторные испытания продукции в целях государственной санитарно-гигиенической экспертизы проводятся в соответствии с действующими методиками.

  Допускается проведение лабораторных испытаний по типовому представителю (базовой модели) однотипной (аналогичной) группы продукции одного изготовителя и распространение результатов гигиенической экспертизы на всю группу. К типовым относят образцы продукции, выбранные из номенклатуры однотипной продукции, изготовленные по однотипным принципиальным схемам, типовому технологическому процессу, одинакового рецептурного состава, конструктивного исполнения и соответствующие одним и тем же установленным требованиям безопасности.

  Срок действия санитарно-гигиенического заключения может определяться сроком действия технических условий, общепринятым сроком действия протоколов лабораторных испытаний, санитарно-техническим состоянием производств продукции.

  Таким образом, наличие у изготовителя санитарно-гигиенических заключений на продукцию, выданных учреждениями государственного санитарного надзора, послужит барьером, предотвращающим поступление на рынок продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Для получения подробной консультации о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции можно обратиться по телефону 75-01-53 или по адресу ул. Моисеенко, 49, 9-ти этажный корпус, каб. №205.

 

В государственном учреждении «Октябрьский районный центр гигиены и эпидемиологии» по рабочим дням (понедельник – пятница) работает «горячая» телефонная линия 8 (02357) 3-72-78.

С 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 (перерыв на обед 13.00 – 14.00)

 

 

Государственное учреждение «Октябрьский районный центр

гигиены и эпидемиологии»